Несмотря на глубокое влияние греческого образования, высшее образование в Риме, тем не менее, было совершенно иным. Для большинства греков целью образования было подготовить хорошего гражданина, а хороший гражданин означал всесторонне развитую личность. Цель римского образования была той же, но для римлян хороший гражданин означал эффективного оратора. В результате они пренебрегли такими бесполезными занятиями греческим языком, как естественные науки, философия, музыка, танцы и гимнастика, основывая свое образование в основном на литературе и ораторском искусстве. Даже изучение литературы, в котором больше внимания уделялось техническим аспектам грамматики, чем содержанию, имело целью подготовить хороших ораторов.
вторая промышленная революция
Из-за этого акцента на техническом изучении языка и литературы и из-за того, что большая часть изучаемого языка и литературы представляла культуру иностранного народа, римское образование часто было удалено от реального мира и интересов школьников. Поэтому для мотивации их к учебе была необходима строгая дисциплина. И римские мальчики пострадали в этой ситуации не в последнюю очередь. Когда империя пала, образование, которое изначально предназначалось для подготовки ораторов для Римского сената, стало образцом европейского образования и доминировало в нем до 20 века.

Римляне также оставили наследие своего языка. Почти тысячу лет после падения империи латынь оставалась языком, на котором говорили в торговле, на государственной службе, в образовании и Римско-католической церкви. Большинство книг, написанных в Европе примерно до 1200 г. н.э., были написаны на латыни.
что такое перестройка
Вторгшиеся германские племена, которые двинулись на Запад и практически уничтожили древнюю культуру, практически не давали формального образования своей молодежи. В раннем средневековье сложная римская школьная система исчезла. Образование в Европе вполне могло вернуться почти к примитивному уровню, если бы не средневековая Римско-католическая церковь, которая сохранила то немногое, что западные знания пережили после распада Римской империи. В продуваемых сквозняками негостеприимных коридорах церковных школ лампа обучения продолжала тлеть, хотя и сильно мерцала.